Рынок онлайн-образования вышел на устойчивую траекторию роста. После пандемии наблюдается не просто восстановление, а новый уровень вовлеченности — особенно в регионах. По данным Росстата, объём отрасли в 2024 году достиг 1,135 трлн ₽, и это уже новая норма. Финансовые модели в онлайн-образовании становятся все более зрелыми и предсказуемыми. Как мы видим, россияне уже активно используют рассрочку для оплаты онлайн-обучения, 98,6% рассрочек — это суммы от 15 000 ₽, а для чеков 100 000 — 200 000 ₽ доля рассрочек составляет 35%. Такая позиция потребителей говорит о том, что рассрочка уже не просто инструмент, а ключевой драйвер развития форматов с кураторами, сопровождением и комьюнити в сегменте онлайн-обучения.
Рынок онлайн образования смещается в регионы — их доля выросла до 41% в транзакциях и до 60% в рассрочках. При этом в ряде категорий рассрочка — лидирующий инструмент оплаты. Для онлайн школ это сигнал активнее работать с локальными кейсами за пределами мегаполисов и формировать региональные предложения о рассрочке. Интересно, что на рынке онлайн-образования прослеживается четкая сезонность: главный всплеск приходится на сентябрь-октябрь, когда запускаются кампании и растет доля «длинных» покупок. Пик рассрочек также приходится на сентябрь. На практике лучшая стратегия — планировать основные запуски на осень, готовить предложения о рассрочках заранее, но также поддерживать «вечнозелёные» курсы круглый год.
Для оценки потребительских трендов на рынке онлайн-образования в 2025 году были изучены обезличенные данные по оплатам более 52 млн россиян в категории обучающих услуг, а также экспертные интервью. Использовались данные по транзакциям, то есть единовременным оплатам, и по рассрочкам за 2,5 года — с января 2023 года по июнь 2025 года. Под обучающими услугами рассматривались не столько учреждения с образовательной лицензией, сколько сфера EdTech и инфобизнеса, где компании предлагают обучение по широкому спектру знаний и навыков. К примеру, школы онлайн-тренировок, психологических тренингов, курсы подготовки к ЕГЭ. В рамках исследования рынок разделен на шесть прикладных сегментов — ИТ, все профессии (не ИТ), психология, спорт, языки, детское обучение.